Архитектура Европы после второй мировой войны / 2

Страницы: 2

Архитектура Чехословакии этого периода находилась под влиянием теоретической концепции и практики довоенных лет, одновременно, однако, ее характер определялся задачами, которые возникли в связи с новым характером общественного развития в Чехословакии. Взаимное переплетение этих двух моментов стало исходным принципом, который непосредственно после окончания войны определял характер не только архитектуры, но и всей материальной культуры. На связь с предвоенным периодом указывали новые программные требования, подобные тем, которые были выдвинуты ранее уже журналом «Ставба», затем на Съезде левых архитекторов (1932) и при основании Союза социалистических архитекторов. К ним относятся требования единого хозяйственного и территориального планирования, индустриализации строительства, развития научно-исследовательской деятельности и создания единой организации архитекторов. Развитие теоретической концепции способствовало более глубокому пониманию психологических аспектов архитектуры и философии функциональности, о чем свидетельствуют прежде всего теоретические работы К. Гонзика, начатые еще в конце 30-х годов. К ним относятся «Архитектура как физиопластическое творчество» (1938) и «Введение в исследование психических функций в архитектуре» (1944). Книга Гонзика «Создание жизненного стиля» (1938—1944) значительно способствовала постановке много лет спустя задачи комплексного создания жизненной среды. Теоретическими вопросами также занимались О. Старый, Э. Грушка, Л. Жак и другие архитекторы. Вопросы индустриализации строительства и необходимости научных исследований в области архитектуры нашли наиболее последовательную теоретическую постановку в работе К. Яну «Социалистическое строительство» (1946). Впервые в широком масштабе сборные элементы были использованы при строительстве жилых комплексов «Солидарита» в Праге (1947—-1949) и в Готвальдове. Установление взаимосвязи с прогрессивными идеями и опытом довоенного периода придавало архитекторам творческую уверенность, в атмосфере которой вскоре после окончания войны возникли ценные архитектурные концепции и их практические реализации, например дома с коллективным обслуживанием в Литвинове и Готвальдове, ставшие вместе с домом в Марселе по проекту Ле Корбюзье первыми домами подобного типа в Европе.