Авангардистская архитектура

Широкое движение, из которого в 20-е годы возник функционализм, основывалось на отрицании художественных принципов послевоенного романтизма и экспрессионизма и на борьбе с академическими схемами. Носителем этой тенденции было в основном молодое поколение, начавшее творческую деятельность после первой мировой войны. Отход от эстетических норм прошлого в сторону упрощенных форм и теперь еще был связан с изменением чисто художественных установок, но в его основе уже лежало коллективное стремление к реформе отношения к пространству, к целесообразности формы и конструкции, понимание архитектуры как социального явления. Исходный импульс этому движению дали сразу после окончания первой мировой войны французская архитектура и прежде всего творчество Ле Корбюзье; голландское движение «Стиль», немецкий Баухауз и советский конструктивизм. Хотя эти индивидуальные и коллективные движения развивались в различных направлениях, они имели некоторые общие черты. Кроме декларации рационализма, к ним относится и то, что создатели новых эстетических критериев архитектуры были как архитекторами, так и художниками, что свои идеи они выражали в удивительно яркой и своеобразной форме. Начало третьего десятилетия характеризуется также появлением многих новых утопических предложений и манифестов, которые, хотя не могли дать полноты представления о будущем архитектуры, играли роль ее философской основы, из которой архитектура до наших дней черпает не только идеи, но и находит программную опору.