Баухауз. Стиль баухауз в архитектуре.

Страницы: 2 3

Большое значение для развития функционализма в период между мировыми войнами имела рациональная ветвь немецкого модерна. Главную роль в этом сыграло основание Баухауза, который в 20-е годы стал центром современного художественного воспитания в Европе. Он возник в 1919 г. путем слияния двух художественных школ в Веймаре, которыми до этого руководил А. Ван де Вельде. В. Гропиус — первый директор Баухауза, был также автором его первых программ. В 1923 г. В. Гропиус выступил с принципом координации всех творческих сил на рационалистической базе с тем, чтобы достичь единства в архитектуре. Целью Баухауза он считал создание коллективных произведений, в которых так же как в архитектуре не существовало бы границ между монументальным и декоративным искусством. На этих принципах основывается также организационная структура школы, выбор преподавателей и педагогическая система, которая включала и методически и практически объединяла все виды творчества — от изобразительного искусства через прикладное искусство к архитектуре с ее техническими и социальными дисциплинами. Под руководством Гропиуса в Баухаузе сразу после его основания собрался преподавательский состав, состоящий из наиболее видных представителей европейского современного искусства — И. Иттен, В. Кандинский, П. Клее, Л. Моголь-Надь, О. Шлем мер II многие другие художники. Из архитекторов это были М. Брейер, Г. Майер, Мис вам дер Роэ, М. Штам и др. После изгнания Баухауза из Веймара В. Гропиус построил новый школьный комплекс, включая жилые дома, в Дессау (1925—1926). Эти постройки стали одними из первых и при этом стилистически наиболее зрелых примеров функционалистической архитектуры в Европе. В Баухаузе зародились основные принципы эстетики технической цивилизации, которые Гропиус развил и конкретизировал на примере последовательной рационализации и стандартизации сборного жилого дома на одну семью, состоящего из типовых металлических объемных блокоз и на примере «тотального» театра (1927). После ухода Гропиуса из школы в деятельности Баухауза произошли частичные изменения. Преемник Гропиуса, швейцарский архитектор Г. Майер, который с 1927 г. руководил архитектурным отделением, сосредоточил внимание на социальной мотивации архитектуры (курс социологии здесь преподавал чешский теоретик К. Тейге).