Cтиль барокко

БАРОККО (итал . barocco, букв. - странный, причудливый), одно из основных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. 16 - сер. 18 вв. Барокко, тяготевшее к торжественному "большому стилю", в то же время отразило прогрессивные представления о сложности, разнообразии, переменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность силуэтов, стремление к возвышенности и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, культовая музыка); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров.
Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, для скульптуры и живописи - эффектные декоративные композиции, парадные портреты. Микелянжело считают одновременно и последним мастером Возрождения и создателем стиля Барокко, ибо именно он осознал его основной стилеобразующий элемент - пластику стены. Вершина его творчества - Собор Святого Петра в Риме причисляют уже к стилю Барокко. Последователи Микелянжело, двигаясь по пути усложнения, вообще отказываются от симметрии в композиции, открывая совершенно новые возможности стены. Она как бы лишается самой главной своей черты - надежности и монументальности, но приобретает небывалую прежде пластику и динамичность. Возникают здания с выпуклым, вогнутым или даже криволинейным фасадом. В архитектуре городских дворцов и загородных резиденций распространяются выпуклые и вогнутые фасады. Ордер становится менее функциональным, чем в эпоху Возрождения, основной акцент делается на декоративность. Собранные в пучки колонны, пилястры, появившиеся витые колонны, плюс фронтоны различных форм, встроены друг в друга, или разорванные посередине фронтоны с картушем придают зданиям чрезвычайную пластическую объёмность и выразительность, эффектно выделяют порталы. Вообще пластика всегда преобладает в фасадах над тектоникой. Итальянские палаццо поражают колоссальным ордером над цокольным этажом, тяжёлыми аттиками, обилием скульптурного декора. Они имеют парадный, праздничный вид. В Испании особый декоративный колорит сообщает дворцам сплошь покрывающее стену, словно плывущее скульптурное убранство, совершенно скрывающее членения фасада. Тема раскрытия пространства интерьера вовнутрь была одной из центральных в барокко. Поэтому использование зеркал, художественная роспись потолков бесконечными небесными далями и парящими в облаках фигурками - характерные для убранства интерьеров компоненты. Потолки оштукатуривались и покрывались подробными фресковыми композициями в окружении позолоченного резного или стуккового декора. Возникало ощущение, что живопись не укладывается в поле плафона, выходит за его границы. Иногда на потолках, но чаще в оформлении стен присутствовали резные деревянные панели. В них монтировали портреты и другие художественные произведения. Из Испании в другие европейские страны пришла тенденция обшивать стены кордовской тиснёной кожей с рисунком золотом, подражающим дорогим тканям. По-прежнему были распространены и шпалеры, их развешивали над резными панелями. Полы выкладывались мраморными или майоликовыми плитами. Двери обрамлялись горизонтальными живописными панно-десюдепортами. Внутреннему убранству дворцов барокко был присущ особенный декоративный размах, не сравнимый ни с какой другой эпохой. Торжественный пафос апартаментов усиливало обилие разнообразных ковров, больших зеркал, позолоченной лепнины. Великолепие барочного интерьера усиливала мебель, становящаяся всё более разнообразной и изощрённой в своих формах. Предметы мебели теперь внушительны по объёму, существенную роль в декоре играют резьба, металлические накладки из бронзы, меди, серебра, а также мозаика. Кресла, стулья, диваны выглядят величественно, их спинки имеют волнообразные очертания. Обивка крепится крупными гвоздями с массивными шляпками. Точёные ножки чрезвычайно разнообразны. Мягкие части мебели принято покрывать съёмными чехлами. Появляются и кресла для загородных резиденций с плетёными сиденьями, покрытые яркими тканями с крупными и пестрыми цветами. Барокко существовало не само по себе, а наряду с другими стилями - классицизмом, а в XVIII веке-с рококо. Причём последнее в дальнейшем явится завершением стиля барокко, и современники даже назовут его "плохим барокко". Имея в виду, с одной стороны, его совершенно новые черты, а с другой - выражая почтение к уходящей эпохе великого стиля.