Развитие международного стиля / 2

Страницы: 2 3 4 5 6

Свой вклад в развитие английской архитектуры внесЭ. М. Фрай, сотрудничавший с В. Гропиусом (школа в Кембридже, 1936), а после второй мировой войны с Ле Корбюзье при строительстве города Чандигарх в Индии. Постоянный контакт с CIAM поддерживала групп? MARS (образовалась в 1931 г.), основателем которой был Р. С. Йорк. С новыми тенденциями в английской архитектуре связан также широкомасштабный проект градостроительного решения Большого Лондона (1940—1944), созданный П. Аберкромби. Его поэтапная реализация начинается после второй мировой войны со строительства первых из 14 задуманных городов-спутников — Стивенэйдж и Харлоу. Влияние функционалистической школы сказалось и на архитектуре относительно изолированных скандинавских стран, где произошло взаимопроникновение функционализма и местных традиций северной архитектуры. Это стало причиной возникновения здесь современной архитектуры совершенно специфического характера, в котором нашли отражение местные климатические условия, богатые ресурсы природных строительных материалов и своеобразные культурные традиции отдельных стран. Эта новая волна в архитектуре северных стран связана с Стокгольмской выставкой в 1930 г., которая продемонстрировала широкое применение новых строительных материалов, конструкций и созданных на их основе новых форм. Основным создателем наиболее прогрессивных экспонатов этой выставки был Э. Г. Асплунд, хотя его остальные работы несут следы неоклассицизма, как это видно на примере библиотеки (1920—1928) и крематория в Стокгольме (1935—1940). Выставка одновременно показала первые примеры зрелых архитектурных решений жилища. Их прототипами позднее стали группы жилых домов в Данвикслиппене и комплекс Грендаль (1944), построенные по проекту С. Бак-стрема и Л. Рейниуса, которые вместе с бескомпромиссным сторонником современной концепции архитектуры С. Маркелиу-сом были авторами проекта города-спутника Веллингбю, построенного после второй мировой войны западнее Стокгольма. Современный дух стокгольмской выставки повлиял и на архитектуру Дании, для которой более всего характерны простота и строгость формы, использование неоштукатуренного кирпича и железобетона. Примером такой архитектуры является университет в Аар-хус (1932—1938, авторы К. Фискер, К. Ф. Моллер и П. Стегман) и большинство построек известного датского архитектора А. Якоб-сена, которые пространственной изолированностью и компактностью объемов напоминают некоторые особенности, традиционные для сельской архитектуры Дании.