Развитие международного стиля / 4

Страницы: 2 3 4 5 6

Новую группу стран, где в конце 20-х годов стали использоваться принципы рационалистической концепции архитектуры, составили Польша, Венгрия и Румыния. В Польше это было связано с группой «Презенс» и журналом «Блок». Членами ее были Б. и С. Брукалски, Б. Лахерт, Ю. Шанаец, наиболее активными — Е. и Ш. Сыркусы, создатели жилых домов «ВСМ» в Варшаве. Ш. Сыркус и Ю. Хмелевский являются также авторами проекта «Функциональной Варшавы» (1934). В Венгрии сторонниками функционализма были Ф. Мольнар, Й. Фишер и М. Майер, по проектам которых в Будапеште построен ряд вилл и доходных домов. Выходцами из Венгрии были М. Брейер и Моголь-Надь, которые с 20-х годов постоянно работали в других странах. Из румь!нских архитекторов нужно отметить М. и Ю. Ианчу, X. Крянгэ, А. Чине-ску — авторов доходных домов в Бухаресте, представляющих собой сложные расчлененные объемы. Несколько в стороне от указанного направления в развитии мировой архитектуры оказались Болгария и Югославия. Новые конструкции и функциональные системы использовались здесь достаточно редко. Ближе всего к функционализму подошли И. Попов, Н. Диулгеров и С. Овчаров в Софии. В Югославии можно отметить работы 10. Нейдхардта, ученика Ле Корбюзье, Н. Добровича, учившегося в Париже, и Э. Равника-ра. Хотя международный стиль в этих странах был представлен всего несколькими постройками, но и здесь он получил свое самостоятельное развитие. В 30-х годах в США почти независимо от течений современной архитектуры в Европе возникает второй крупный центр развития архитектуры. Сильные рационалистические тенденции преодолели существовавший здесь эклектизм и влияние Парижской школы изящных искусств. Произошло возрождение традиций Чикагской школы в виде «рекордного» техницизма, в духе которого началась интенсивная перестройка центров крупнейших американских городов и массовое индустриальное строительство типовых коттеджей на городских окраинах. Их строительство проводилось в рамках так называемого нового курса правительства Рузвельта одновременно с широкомасштабным благоустройством ландшафта, строительством энергетических и транспортных систем на р. Теннесси. Особого внимания заслуживает Эмпайр Стейт Билдинг, в то время самое высокое административное здание (398 м), и комплекс небоскребов Рокфеллерсентр. Наиболее близким к европейской архитектуре было здание Музея современного искусства в Нью-Йорке (1939, авторы П. Л. Гуд-вин и Э. Д. Стоун) с полностью остекленным фасадом. Еще более ярким проявлением существования рационалистических тенденций в американской архитектуре в 30.-е годы стали промышленные сооружения. Типичным примером американской архитектуры 30-х годов стал Нью-Йорк с его небоскребами, сосредоточенными на Манхаттане. Их формы почти совпадают с имевшим уже столетнюю давность фантастическим предложением Э. С. Филда, названным им «Историческим монументом американской архитектуры». В середине 30-х годов была основана группа СОМ (Л. Скидмор, Н. А. Оуингс, Д. Мерилл), основные работы которой относятся уже к послевоенному периоду, так же как и творчество Г. Баншафта, М. Абрамовича и У. К. Гаррисона.