Развитие международного стиля / 5

Страницы: 2 3 4 5 6

Второе течение, которое с самого начала XX в. ориентировало американскую архитектуру в прогрессивном направлении, связано с творческой, теоретической и педагогической деятельностью Ф. Л. Райта, которая достигла своей кульминации в 30-е годы. Ф. Л. Райт остался не подвержен психозу техницизма и настойчиво стремился к созданию художественного образа, в котором иногда звучали романтические мотивы, к максимальному слиянию архитектуры с окружающей средой. Главными посредниками распространения функционалистических принципов в Америке были передовые европейские архитекторы, которые эмигрировали из Европы в 30-е годы, в основном перед началом второй мировой войны. Они сыграли значительную роль в формировании здесь в 40-е годы различных концепций и подходов, иногда и противоположных по своим принципам, но которые и до сегодняшнего дня характеризуют архитектуру этого континента. Уже в 20-е годы в США переезжает из Германии Э. Мендельсон, из Австрии Р. Нейтра, известный как автор роскошных загородных домов (Кауфман Десерт хауз, 1964), по своему решению очень близких к пониманию Райтом органической архитектуры; из Финляндии Э. Сааринен, который в 50-е годы обратил на себя внимание широтой своего творческого выражения—начиная с технического центра Дженерал Моторс в Мичигане (1951 — 1957), названного «промышленным Версалем», через взметнувшуюся вверх оболочку здания аэропорта TWA в Нью-Йорке к необычайно тонко решенным зданиям университетского общежития в Ныо-Хэйвен (1958—1962), расположенным вблизи исторических памятников архитектуры. В 30-е годы к ним присоединились Мис ван дер Роэ, В. Гропиус, Моголь-Надь, И. А. Олберс, которые свое четкое представление о необходимой целесообразности архитектуры умело сочетали с решением художественно-эстетических задач. Из Испании эмигрировал Л. Серт. Эти архитекторы оказали решающее влияние не только на характер американской архитектуры, но и на концептуальную ориентацию высших учебных заведений, многие из которых они возглавляли вплоть до 60-х годов. Подобное же влияние имела европейская функционалистическая школа в странах Южной Америки, где архитектура до 30-х годов тонула в эклектизме с отзвуками португальского барокко. Основы современной бразильской архитектуры были заложены «Манифестом функционализма» (1925), написанным Г. Варшавчиком. В конце 30-х годов появились работы бразильских архитекторов Л. Коста, О. Нимейера и А. Рейди — авторов высотного здания Министерства здравоохранения и образования в Рио-де-Жанейро (1937—1943), проектирование которого консультировал Ле Корбюзье. Постройки по проекту О. Нимейера в Пампулье, архитектура которых отличалась особым поэтическим пониманием возможностей железобетона, уже обозначили характер архитектуры будущей новой столицы Бразилиа, заложенной на основе градостроительной схемы (1956, автор Л. Коста), несущей черты классицизма. Строительство было в основном завершено в конце 50-х годов по проектам О. Нимейера и конструктора X. В. Гарсиа. Архитектура этих сооружений отличается стилистической четкостью, почти античной монументальностью и простотой.