Функционализм и международный стиль

С середины 20-х годов прогрессивные силы европейской авангардистской архитектуры объединились на основе общей программы функционализма77, который был следующей ступенью развития на пути перехода от поверхностного упрощения архитектурных форм к комплексной рациональности архитектуры. Новое поколение, воспитанное на принципах персонального модерна, развило его в новый способ функционалистического мышления. Основным тезисом функционализма стал лозунг «форма следует за функцией». Требование целесообразности решения, понимаемое не только как эстетическая проблема, но и техническая, хозяйственная, социальная и культурная, взяло верх над конструктивным романтизмом и художественной экспрессией. Основным в концепции архитектуры стало требование функциональности, понимаемое не как нечто неизменное, постоянное, а скорее как перспектива, которую нужно изучать, точно формулировать и даже создавать. К целям этого периода относилось обновление отношений между человеком и его средой, что вызывало теоретический интерес к изменениям в архитектуре в связи с реконструкцией социальных условий жизни общества. Эта общественная проблематика привела архитектуру к необходимости решения новых форм жилья, что стало центральным мотивом функционализма периода между мировыми войнами. Одновременно существовало стремление широкого использования железобетона, новых конструктивных систем и материалов для создания новой архитектурной морфологии. Строительство рассматривалось как способ организации жизнедеятельности в биологическом, социальном, техническом, хозяйственном и психологическом смыслах. Функционализм понимался не только как комплекс новых функциональных, конструктивных и эстетических принципов архитектурного творчества, но и как специфический способ мышления.