Программа и теория функционализма / 2

Страницы: 2

В этом смысле принцип отделения несущей конструкции от планировочного решения относится к наиболее глубоким изменениям, которые XX столетие внесло в архитектуру. Пять пунктов и указанная схема стали не только определением стилистических особенностей функционалистической архитектуры, но и одной из наиболее сжатых формулировок рецептов архитектурного творчества вообще. Приведенные принципы Ле Корбюзье использовал при решении двух домов на выставке жилища в Штутгарте (1927 г.) и классически простой вилле Савой в Пуасси. Последующие постройки — вилла в Гарше, павильон швейцарских студентов в Париже (1930—1932) и многолетние градостроительные работы над планом города Алжира (1930— 1942), с самого первого варианта включавшие криволинейные жилые дома, —? также показывают, что Ле Корбюзье в отличие от Перре, чисто конструктивно понимавшего железобетон, использует этот материал скорее как средство для осуществления своих идей в области формы, опираясь на классические композиционные правила. Архитектуру он понимал как продуманную и точную гармонию освещенных объемов. Значительный вклад в программу функционалистической архитектуры внес Баухауз, работы которого и теоретические принципы публиковались в так называемых Баухаузбюхер (Книги Баухауза). В духе функционализма Э. Нойферт разработал нормы отношений -и размеров, касающиеся проектирования сооружений и интерьеров. Главным носителем идей функционализма в Чехословакии был «Клуб архитекторов» и получивший международную известность журнал «Ставба», который выходил с 1921 г. под руководством G. Старого. В Словакии с 1931 г. издавался журнал «Форум искусства, строительства и интерьера». Журнал «Ставба» был посредником местной архитектуры с французской, немецкой, голландской и один из первых информировал о конструктивизме в Советском Союзе. Заслуга этого журнала заключалась в создании в Чехословакии того периода собственной программы архитектуры, которой он придал прогрессивный характер с культурной и общественной точек зрения. Смысл видели в рациональности и упорядоченности всего человеческого труда. В программе «Ставбы» и Клуба архитекторов (1924) уже подчеркивалась социальная сущность архитектуры, которая должна полностью соответствовать смыслу и потребностям своего времени. Архитекторы рассматривались как организаторы жизни, а творчество, которое было ориентировано только на эстетические аспекты архитектуры за счет социальных, предлагалось считать ложным. Основная задача архитектуры виделась в повышении общего уровня жизни.