Архитектурный стиль

          Стиль – общая черта, совокупность общепринятых форм. Стиль применим к искусству, одежде, поведению и, безусловно, к архитектуре. Стиль выражает мировоззрение своей эпохи, является ее порождением. Он определяет те уникальные, ни на что другое не похожие черты дома или строений по которым мы моментально можем определить – какая это эпоха, какой стиль. Чаще всего он зависел от технических, конструкторских возможностей, а совокупности общих черт и элементов. Начиная строить первые строения человек постоянно стремился к их усовершенствованию, к тому, чтобы они были максимально функциональны и выглядели как можно красивее, возможно, им двигало прекрасное. А понятие прекрасного определяли его взгляды, религия, государственный строй, климат и его окружение. По мере развития техники и культуры менялись стили, взяв все лучшее от прошлого и на его базе, создав новое, возможно, прекрасное.           Как область искусства архитектура формируется в ранних культурах Месопотамии и Египта, а как авторское искусство она оформляется к V в. до н.э. в Древней Греции Вплоть до середины XII в., находясь в непосредственной взаимосвязи с живописью, скульптурой, декоративным искусством и занимая среди них доминирующее положение, архитектура определяла собой стиль, причем ее развитие шло от "стиля эпохи", единого для всех видов искусства и для всего своего времени, эстетически подчиняющего себе науку, мировоззрение, философию, быт общества, до великих стилей и индивидуальных авторских стилей.            "Стиль эпохи" (романский стиль, готический стиль и ренессанс) возникает преимущественно в те исторические периоды, в которых восприятие произведений искусства отличается негибкостью, восприятие все еще легко приспосабливается к переменам стиля. Великие стили - романский, готический стиль, ренессанс, барокко, классицизм, ампир ( как вариация позднего классицизма)- обычно признаются равноправными и равнозначными.           Развитие стилей асимметрично, что выражается в том, что каждый стиль постепенно трансформируется от простого к сложному, и в обратную сторону - от сложного к простому, в результате некоторого скачка. Смены стилей происходят различно: медленно - от простого к сложному и резко - от сложного к простому. Романский стиль сменяется готическим в течение более века – с середины XII в. до середины XIII в. Простые формы романского стиля постепенно переходят в усложненные формы готического стиля. Романский и готический стили тесно взаимосвязаны в своем развитии. В романском периоде создаются технические изобретения и прослеживается отчетливая связь с философией и богословием, как идеологической основой стиля. Готический стиль значительно менее определен в идеологическом отношении. Его устремленность ввысь может выражать религиозность католицизма и ересей.            В пределах готики затем формируется ренессанс. Элементы освобождения личности, пока в пределах религии уже налицо в готике, особенно поздней. То, что зародилось в готике, потребовало затем резкой смены всей системы стиля. Новое содержание взорвало старую оболочку и вызвало к жизни новый стиль – ренессанс.            С возникновением ренессанса наступает период идеологических исканий, появляется цельная системы мировоззрения. И вместе с тем опять начинается процесс постепенного усложнения и распада простого. Ренессанс усложняется, на его основе формируется барокко. Барокко, в свою очередь, усложняясь, переходит в некоторых видах искусства в рококо. Затем снова происходит возвращение к простому и в результате скачка на смену барокко приходит классицизм, развитие которого в некоторых странах завершил ампир.            Стиль созданный - первичный стиль, а преобразованный - вторичный. Вторичный стиль рождается в результате усложнения первичного. Эта вторичность создает некоторый отрыв стиля от устаревших идеологических систем, возможность для вторичных стилей проповедовать прямо противоположные идеологии - прогрессивные и реакционные. В первичных стилях связь с идеологией гораздо более глубока. В своем начале романский стиль отражает идеологию развивающегося феодализма, а классицизм обслуживал идеологию абсолютизма.