Движение «Стиль»

Дальше всего в вопросе анализа пространства и формы ушли голландские архитекторы и художники, объединенные вокруг основанного в 1916 г. журнала «Стиль», который стал их трибуной. Это движение и амстердамская школа представляли два полюса голландского модерна. Реформистские стремления голландских архитекторов касались не только внешнего вида, они были направлены прямо на существо архитектуры — создание пространства. Движение «Стиль» было тесно связано с неопластицизмом в живописи— течением, инициатором которого был П. Мондриан. Его плоские цветные композиции, основанные на крестообразных пересечениях, характерным образом повлияли на изобразительную систему архитектурных и пространственных композиций, например «контраконструкции» и архитектурные эскизы вилл Т. ван Дусбур-га и К. ван Эстерена. Они также совместно сформулировали основы живописи, скульптуры и архитектуры и теоретически определили программу движения «Стиль» в виде ряда принципов: новая архитектура элементарна, экономична и функциональна; ее пространственное развитие определено прямоугольными плоскостями, не имеет ни одного пассивного элемента и отрицает различие между экстерьером и интерьером. Новая архитектура не имеет несущих стен — они только выделяют пространство. Следствием реализации указанных представлений был «открытый» архитектурный объем, в котором внешние и внутренние пространства и формы переплетались. Под влиянием французского математика А. Пуанкаре, который четвертым измерением пространства считал момент движения74, архитекторы перестали трактовать пространство только как статический материал архитектуры, а определили его как четырехмерный пространственный континуум, организованный свободно расположенными плоскими элементами. Эти принципы не были реализованы в натуре. Исключением можно считать дом Шредера а Утрехте "(1924, автор Г. Т. Рит-вельдт), который указанные принципы перенес и на решение мебели (стулья периода 1918— 1919 гг.). Очень близкое отношение к этим абстрактным представлениям имеет творчество Мне ван дер Роэ, достигающее своего расцвета в период между двумя мировыми войнами в архитектуре немецкого выставочного павильона в Барселоне (1929), раскрытые объем и план которого показывают, что он понимает архитектуру как открытое непрерывное пространство.

o.d. kobo


Похожие публикации