Органическая архитектура

Страницы: 2

Уже в период широкого распространения функционализма по всему миру становятся все более явными признаки его дифференциации. Одновременно с отходом от стилистически единой формы функционализма в отдельных работах появляются первые критические замечания относительно его односторонне утилитарного подхода к архитектуре. Некоторые архитекторы уже в конце 30-х годов стали считать функционалистическую систему формообразования и его теоретическую концепцию устаревшими. Одним из первых сигналов к критике теоретической концепции довоенного функционализма была идея органической архитектуры, сформулированная Ф. Д. Райтом к 1939 г. Ее принципы вывел, с одной стороны, из отрицания исторических стилей, которые считал скорее маской жизни, чем выражением самой жизни, с другой стороны,— из реакции на рационализм, преобладающий в американской архитектуре. Концептуальным ядром теории органической архитектуры стало требование равновесия между ее материальными и психическими сторонами, а также новое понимание действительной сущности сооружения, которую Райт видел не в стенах и потолке, а в образуемом ими пространстве и жизни в нем. Впрочем, эта идея была высказана еще древним китайским философом Лао-Цзы. Райт понимал слово «органическая» в значении «интегральная», «внутренне цельная», Он призывал к созданию гармоничного пространства, отвечающего своему назначению, экономичного, создающего атмосферу поэтического покоя, а не мертвой солидности. Постройкой такого типа стала вилла Э. Кауфмана «Водопад», форма которой естественно вырастает из скалистой террасы, а также собственное жилище Райта «Тейлизин-Вест» в Аризоне (1938), органически включавшее природные формы. Оно было также зимней резиденцией его частной архитектурной школы «Тейлизинское товарищество». В 40-х годах индивидуализм и художественная самобытность привели Райта к новым функциональным и формальным структурам, близким по характеру конструктивному строению некоторых природных форм. Кристалл и спираль стали в тот период мотивом, часто встречающимся в творчестве Райта.